Администрация Михайловского района
Михайловский район Алтайский край

20.02.2024 перед воспитанниками КГБУ «Михайловский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» прокуратурой Михайловского района совместно с настоятелем Храма Михаила-Архангела проведена лекция, посвященная военно-патриотическому и духовно

20.02.2024 перед воспитанниками КГБУ «Михайловский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» прокуратурой Михайловского района совместно с настоятелем Храма Михаила-Архангела проведена лекция, посвященная военно-патриотическому и духовно.
Выступил заместитель прокурора Михайловского района Лебедев А.П.:
В преддверие празднования Дня защитника Отечества представляем Вашему
вниманию интересные факты.
Разъяснение законодательства.
Федеральным законом от 29.12.2022 №579-ФЗ «О Георгиевской ленте и
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(далее – Федеральный закон № 579-ФЗ) Георгиевская лента признана одним из
символов воинской славы России, определен правовой режим ее использования.
Так, частью 2 статьи 2, статьей 4 Федерального закона № 579-ФЗ
предусмотрено, что Георгиевская лента, в том числе ее изображение, может
использоваться во время проведения органами публичной власти мероприятий,
посвященных памятным датам России, мероприятий, направленных на
патриотическое, в том числе военно-патриотическое, и духовно-нравственное
воспитание граждан Российской Федерации, и иных мероприятий; разрешено
использование Георгиевской ленты, в том числе ее изображения, гражданами,
общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями
исходя из необходимости обеспечения ее статуса как символа воинской славы России.
В силу статьи 1 Федерального закона от 13.03.1995 № 32-ФЗ «О днях воинской
славы и памятных датах России» День защитника Отечества (23 февраля) отнесен к
таким дням. Указанным законом с 29.12.2022 предусмотрено использование
Георгиевской ленты при проведении мероприятий, направленных на увековечение
памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской
славы России, и мероприятий, посвященных памятным датам России (статья 3
Федерального закона от 13.03.1995 № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных
датах России»).
Георгиевская лента: история возникновения и что символизирует.
Впервые акция «Георгиевская ленточка» прошла в 2005 году. Успех был
невероятный, ленточку хотелось получить каждому, ими украшали одежду, сумки,
автомобили. В XXI веке георгиевская ленточка стала еще одним символом Дня
Победы в Великой Отечественной войне.
Черный, желтый и белый цвета в начале XVIII века стали считаться цветами
Российской империи. Черным изображался орел, желтым, а точнее золотым было поле
герба, а белым или серебряным — Георгий Победоносец, поражающий змея копьем.
Георгиевская лента появились во время русско-турецкой войны 1768—1774 годов
вместе с орденом Святого Георгия — высшей воинской наградой Российской
империи. 26 ноября (7 декабря) 1769 года императрица Екатерина II учредила награду
для офицеров русской армии, вручаемую за личную храбрость, проявленную на полях
сражений. Ленту дополнял девиз: «За службу и храбрость», а также белый
равносторонний крест или четырехконечная золотая звезда.
В зависимости от класса кавалера ленту можно было носить: в петлице, на шее,
через правое плечо.
В орденском статуте 1769 года содержалось такое описание: «Лента шелковая
о трех черных и двух желтых полосах».
Но в реальности чаще использовался оранжевый цвет. С точки зрения
геральдики, эти цвета равнозначны, они используются для отображения золотого).
Так, в статуте 1913 года описание ленты было изменено: «Лента о трех черных и двух
оранжевых полосах, носимая через правое плечо».
Вообще у символики цветов есть несколько толкований:
Традиционная версия: черный — дым, оранжевый — пламя.
Задумка Екатерины Великой: цвета пороха и огня.
Специалист по русской фалеристике Серж Андоленко: цвета российского
герба.
Кстати, специалисты отмечали, что те же цвета — черный и золотой — можно
увидеть и на гербе дома Асканиев, к которому принадлежала Екатерина, а также на
гербе ее родового гнезда, герцогства Балленштедт.
В Российской империи двуцветная лента шла к ордену Святого Георгия,
Георгиевскому кресту и Георгиевской медали. Также георгиевские ленты носили на
бескозырке нижние чины Гвардейского экипажа Русской императорской гвардии,
кораблей, награжденных Кормовым Георгиевским флагом, и 29-го — 45-го флотских
экипажей, которым были пожалованы за Севастопольскую оборону в 1856 году
Георгиевские знаменные флаги с надписью «за оборону Севастополя, с 13 сент. 1854 г.
по 27 авг. 1855 г.».
Когда к власти пришли большевики, наградная система, существовавшая в
Российской империи, была упразднена. Но георгиевскую ленту продолжали
использовать представители белого движения, которые продолжали бороться за
страну. Ленту можно было увидеть на почетной награде Добровольческой армии —
знаке «За Ледяной поход» и награде Восточного фронта — знаке «За великий
Сибирский поход». После поражения белого движения ленту ордена Святого Георгия
использовали русские эмигрантские организации, например, Русский общевоинский
союз.
Некоторые считают, что георгиевскую ленту правильнее называть
гвардейской. Аргументы приводятся следующие.
Гвардейская лента исполнена в золотисто-оранжевом и черном цветах, тогда
как георгиевская — либо желто-черная, либо оранжево-черная.
Гвардейским частям СССР вручались боевые знамена с прикрепленной к ним
гвардейской лентой.
Почетное звание «гвардейская», «гвардейский» начали присваивать с осени
1941 года частям, соединениям и кораблям за мужество и героизм их личного состава.
Позже для гвардейцев был учрежден нагрудный знак «Гвардия».
Гвардейскую ленту использовали на колодках ордена Славы I, II и III степени и
медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
Орден Славы был учрежден 8 ноября 1943 года и вручался рядовым и
младшим офицерам. Медаль «За победу над Германией» учредили 9 мая 1945 года,
она вручалась всем, кто служил в Красной Армии во время Великой Отечественной
войны, в том числе и вольнонаемным.
Но с геральдической точки зрения и оранжевый, и желтый используются для
отображения золотого, поэтому название георгиевская нельзя считать ошибочным.
В Российской Федерации георгиевская лента является отличительным
элементом боевых знамен гвардейских частей. Также согласно законодательству,
лента может быть и черно-желтой, и черно-оранжевой, а также не иметь канта.
С 2005 года в России и еще 30 странах мира проходит акция «Георгиевская
ленточка». Эту акцию предложили провести в честь 60-летия победы в Великой
Отечественной войны. Из года в год георгиевская ленточка становилась все более
популярной, и сейчас она полноправный символ Дня Победы, как шествие
бессмертного полка, парад на Красной площади и салют.
По словам организаторов акции, их целью «стало стремление во что бы то ни
стало не дать забыть новым поколениям, кто и какой ценой одержал победу в самой
страшной войне в истории человечества, чьими наследниками мы остаемся, чем и кем
должны гордиться, о ком помнить».
История праздника Дня защитника Отечества.
Совсем скоро вся Россия будет отмечать один из самых значимых праздников в
году — 23 Февраля. Его празднуют не только те, кто стоит на защите страны, но и все
потенциальные защитники любого возраста, не причастные на данный момент к
военной службе.
Праздник 23 Февраля возник ещё в XX веке. Но все ли знают, как именно
возникла праздничная дата 23 Февраля и что именно все празднуют? В версиях
возникновения праздника легко запутаться.
Краткая история появления праздника 23 Февраля
В историю нашей страны прочно вписались факты об объединении русской
армии с народом, об их совместном противостоянии натиску врага, а также об их
победах. Не исключение и праздник 23 Февраля, история которого, по одной из
гипотез, тесно связана с победоносными событиями.
В историю Дня защитника Отечества входит много политических,
государственных, социальных фактов, благодаря им менялась судьба народа. Да и
название празднования за прошедшее столетие несколько раз менялось, но расскажем
обо всём по порядку.
Есть несколько версий появления праздника 23 Февраля. Его происхождение
уходит корнями к временам формирования Красной армии (1918). Тогда молодое
государство особенно нуждалось в защите. 28 января стало датой зарождения Красной
армии. Это единственное, что не оспаривают историки. В вопросе о том, почему
именно 23 число, версии расходятся.
Первая версия. Долгие годы основной гипотезой считалось, что праздник 23
Февраля возник после победоносного разгрома немецких войск красноармейцами,
отстоявшими Петроград.
Многие историки не согласились с данной версией, так как долгое время
отсутствовали документальные подтверждения, печатные источники, которые бы это
подтвердили. Да и войска были, по их мнению, наспех сформированы, солдаты были
плохо вооружены, в состав входили голодные рабочие отряды. При таком положении
дел ни о каких героических подвигах не могло быть и речи. Но в 1967 году вышла
книга Александра Черепанова «В боях рождённая». Там не только описываются
боевые действия, но и опубликованы карты военных действий.
Но историки оказались отчасти правы. Каких-либо крупных побед 23 февраля
не произошло, события были несколько другими — бойцы Красной армии смогли
ненадолго сдержать наступление немцев. Согласно рассказам участников этих
действий через много лет, солдаты недавно сформированной армии дали
настоятельный отпор немецким войскам, приостановив их наступательные действия.
Противники этой версии считают, что связь между 23 числом и днём
возникновения Красной армии навязана Иосифом Сталиным. Он издал указ с
формулировкой о том, что в эту дату красноармейцы разгромили немцев. Спорить с
вождём историки того времени, конечно, не хотели, поэтому версия укрепилась.
Вторая версия. В истории праздника 23 Февраля есть версия, которую многие
считают основной, расскажем её кратко. В 1919 году Николай Подвойский,
являвшийся народным комиссаром Украинской ССР, и ВЦИК своим постановлением
предложили проведение Дня Красной армии 28 января (в дату её создания). Но по
некоторым причинам подготовку к мероприятию затянули (не успели с оформлением
документации, повлиял и человеческий фактор). Празднование перенесли на
следующий выходной день — 23 февраля, а его настоящую дату со временем забыли.
Так он стал отмечаться в привычный ныне нам день.
В 1922 году, в честь четвёртой годовщины, учредили торжественное
празднование дня формирования Красной армии 23 февраля. В следующую
пятилетнюю годовщину его уже отмечали с размахом. Так в истории страны День
защитника Отечества стал масштабным праздником, полюбившимся русскому народу.
И никому не важно, что Красную армию создали, как мы уже сказали, 28 января.
Третья версия. Она объясняет появление праздника довольно просто. 8 марта
(празднование устраивали с размахом, этот день отмечали все интернационалисты) по
старому стилю совпадает с 23 февраля. Старый календарный стиль на новый
изменили, но привычка праздновать в привычную дату осталась.
Какой бы ни была действительная причина возникновения 23 февраля,
первостепенное значение армии в нашем государстве с самого его становления —
главная причина успешного противостояния вражеским нападениям. Советское войско
всегда поддерживало высокую планку боеспособности для защиты Отечества. В
советское время наше государство было всесторонне окружено не очень
дружелюбными странами, поэтому Красная армия и её поддержка имели колоссальное
значение в молодой стране.
В основном красноармейском составе были молодые люди, они строили новое
общество, свято веря лидерам. Вот почему праздник День защитника Отечества
настолько важен. Его появление — закономерность для советского народа, а сегодня
уже не так важна истинная причина его возникновения.
История изменения формулировок праздника День защитника
Как отмечают праздник сейчас.
Сегодня праздник 23 Февраля отмечают люди всех возрастов, а день считается
нерабочим. Праздник имеет общенациональный характер, отмечают его всем народом.
В школах, детсадах проводятся культурные и соревновательные мероприятия, по
телевидению показывают военные фильмы, кинокартины о смелости и отваге.
Для военнослужащих исполняют концерты, устраивают парады, к памятникам
военных лет, на могилы солдат возлагают цветы, вручают памятные награды тем, кто
это заслужил, защищая Родину. В день мужества и силы поздравляют и вспоминают
тех, кто смело сражался за родную землю, отслужил в армии либо только готов
вступить в ряды военнослужащих, поздравляют современных военнослужащих.
Многие негодуют, почему с Днём защитника Отечества поздравляют людей, не
имеющих отношения к армейской службе. Ведь теперь принято чествовать не только
людей в погонах, но и всех представителей мужского пола — родных, знакомых,
коллег на работе, даже незнакомых людей, прохожих на улице.
Такую традицию можно объяснить тем, что потенциально каждый мужчина в
своё время может встать на защиту Родины при возникновении военного положения.
Считается, что мужчины в любом случае защитники своего дома, семьи, родных
людей. Каждый мужчина способен поддержать, защитить от любых невзгод, на него
можно положиться в сложные моменты жизни. Именно они, мужчины, берут на себя
самые трудные дела и обязанности, а за их спины прячутся женщины.
Но не стоит забывать 23 Февраля и о представительницах прекрасного пола,
находящихся на военной службе, ведь их также немалое количество. Они непременно
заслуживают внимания и должны принимать поздравления в честь этого праздника. А
особое внимание стоит уделить ветеранам. Они особенно этого достойны, ведь
прошли нелёгкий путь, их осталось совсем немного.
Подведём итоги. В истории происхождения 23 Февраля отсутствует
конкретика, тем не менее известно, что праздник зародился сотню лет назад и прочно
прижился в сердцах людей. Благодаря этому дню люди верят в силу, в свою армию как
в гарант безопасности родного государства. Настоящие и бывшие военнослужащие
любого пола чувствуют себя причастными к обеспечению безопасности родного
народа. С каждым годом всё больше стирается политическая огранка праздника, 23
Февраля обретает характер массового празднования.
Выступил настоятель местной религиозной организации Православный
приход Храма Михаила-Архангела с. Михайловское Михайловского района
Алтайского края Славгородской Епархии Русской Православной Церкви
(Московский Патриорхат) иерей Артемюк Р.Ю.:
Евгений Александрович Родионов (23 мая 1977, Пензенская область) —
российский военнослужащий, рядовой Пограничных войск РФ. На Первой чеченской
войне вместе с группой сослуживцев долгое время провёл в плену, подвергаясь
жестоким пыткам. Для многих Евгений стал символом мужества, чести и верности.
Посмертно награждён орденом Мужества.
Был призван на срочную службу 25 июня 1995 года в пограничные войска
Федеральной Пограничной Службы России. Проходил боевую подготовку в учебном
подразделении войсковой части 2631 Пограничных войск РФ (ныне расформирована) в
городе Озёрске Калининградской области. Военную присягу принял 10 июля 1995
года После подготовки в учебном центре служил гранатомётчиком на 3-й пограничной
заставе 3-й мотоманёвренной группы 479 Пограничного отряда особого назначения
(в/ч 3807, расформирована в 1998 году) современного Краснознамённого пограничного
управления ФСБ России по Калининградской области на границе Ингушетии и Чечни.
Родионов испытывал искреннюю гордость от того, что попал именно в
пограничные войска. Мама солдата очень переживала, что его могут взять в плен или
больше того - убить. Сын успокаивал материнское сердце словами: «Из нашей части
всех ребят посылают в места боевых действий, и я уже написал рапорт. От судьбы не
уйдешь. Я могу выйти на дорогу, и меня собьет автомобиль... Ну а плен... Плен — это
уж как повезет». Это было сказано при последней встрече родных людей
13 января 1996 года направлен на боевую стажировку в КОПО (Кавказский
Особый Пограничный Округ) в Назрановский пограничный отряд (воинская
часть № 2094), где выполнял служебно-боевые задачи по охране и обороне
административной границы с Чеченской Республикой; прослужив один
месяц, попал в плен.
14 февраля 1996 года вместе с рядовыми Андреем Трусовым, Игорем
Яковлевым и Александром Железновым заступил на пост. Во время
дежурства ими была остановлена машина «Скорой помощи» под
управлением бригадного генерала Руслана Хайхороева, в которой
перевозилось оружие. При попытке досмотра солдаты были захвачены в
плен. После обнаружения их исчезновения с поста солдат сначала объявили
дезертирами. Милиционеры приходили домой к матери Родионова искать
сына после его исчезновения. Версия того, что солдаты попали в плен, была
принята после детального осмотра места происшествия и обнаружения
следов крови и борьбы.
Евгений Родионов был убит в плену 23 мая 1996 года (двунадесятый праздник
Вознесения Господня). По словам матери, в убийстве признался Руслан Хайхороев, в
присутствии иностранного представителя ОБСЕ он рассказал: «.. .У него был выбор,
чтобы остаться в живых. Он мог бы веру сменить, но он не захотел с себя креста
снимать. Бежать пытался...». 23 мая, в собственный день рождения, после 100 дней
плена и жестоких пыток, Евгению Родионову и его сослуживцам было предложено
снять нательный крест и принять ислам. Евгений Родионов отказался снять крест, за
что был обезглавлен.
Вскоре после захвата в плен мать Евгения, Любовь Васильевна, приехала в
Чечню на поиски сына, как считалось, дезертира. Его командир сообщил ей, что он в
плену, но не проявил никакого участия к его судьбе. У матери получилось выйти на
связь с Басаевым, тот при всех пообещал ей найти сына, но, когда она вышла из
селения, её догнал брат Басаева и жестоко избил до полусмерти, сломав ей
позвоночник. В конце концов она была вынуждена заплатить боевикам деньги, чтобы
узнать место захоронения сына. Тело Евгения мать опознала по нательному кресту.
Позже результаты опознания подтвердила экспертиза.
Крестик Евгения был найден в могиле на его обезглавленном теле, а позже мать
Евгения передала его в храм Святителя Николая в Пыжах, в котором он несколько лет
хранился в алтаре.
Мат и сквернословие на войне удаляет от воина покров и защиту Бога.
Как говорил наш старец схиархимандрит Власий: «Мат это хула на Матерь
Божию, твою родную мать и твою землю». В январе 1995 года группа разведки нашего
спецназа ВДВ, уходя от преследования отрядов чеченских сепаратистов, укрылась в
полуразрушенном здании Госуниверситета Чечни, что недалеко от знаменитой
площади Минутка. Здесь же на одном из этажей спецназовцы обнаружили бойцов
нашей пехоты — это были пацаны «срочники» с капитаном во главе. Объединившись и
заняв в здании круговую оборону, наши ребята вступили в тяжелый бой. Была
надежда, что соседи услышат звуки боя и придут на выручку. Со своей неразлучной
СВД лейтенант Кравченко делал все, что могло зависеть от отличного снайпера. И
хотя эту работу он делал весьма успешно, ситуация неумолимо ухудшалась. Огонь и
натиск «духов» нарастали, а наши возможности таяли... «Через сутки стало понятно:
подмоги не будет. Патроны практически у всех уже закончились, и нас все сильнее
стало охватывать чувство обреченности, предчувствия неминуемой страшной
развязки. И вот тогда я, наверное, впервые в жизни так явно, напрямую, взмолился к
Богу: „Господи, сделай так, чтобы мы сумели вырваться живыми из этого ада! Если
останусь жив — построю Тебе храм!"». Тут же пришла мысль: надо решаться на
прорыв, и как можно скорее. Мы, офицеры, хорошо понимали, что эта отчаянная
попытка вырваться безнадежна и, по сути, безумна, тем более с такими «вояками-
срочниками», совсем еще детьми. Максимум, на что мы надеялись, — так это на то,
что, может, хоть кому-то удастся прорваться и остаться в живых. Может, потом хоть
расскажут о нас... Все приготовились к этому броску в вечность. Вокруг нас враг
непрестанно голосил свои заклинания: «Аллах акбар!», давя на психику и пытаясь
парализовать волю. И тут мы как-то разом решили, что будем кричать наше русское:
«Христос Воскресе!» Это было странное, подсказанное извне решение. Не секрет, что
во всех крайних, предельных ситуациях войны мы обычно орали диким, яростным
матом. А тут вдруг совсем противоположное — святое: «Христос Воскресе!» И эти
удивительные слова, едва мы их произнесли, неожиданно лишили нас страха. Мы
вдруг почувствовали такую внутреннюю силу, такую свободу, что все сомнения
улетучились. С этими словами, закричав, что есть мочи, мы бросились в прорыв, и
началась страшная рукопашная схватка. Выстрелов не было. Лишь звуки страшных
ударов и хруст, боевые выкрики, брызги крови, предсмертные хрипы и стоны
заколотых и задушенных «духов». В результате мы все прорвались. Все до единого!
Да, мы все были ранены, многие серьезно, кое-кто и тяжело. Но все были живы. Все
потом попали в госпитали, но все и поправились. И я точно знаю, что если бы пошли
на прорыв с нашим традиционным матерным криком — не прорвались бы, все бы там
полегли. «Я стал священником и сейчас строю храм, работаю там же, в войсках. И
теперь хорошо понимаю, что от слова, наполненного силой Божией, больше
противника поляжет, чем от пули снайперской. И еще, что самое главное: тем же
словом Божиим я теперь больше людей спасти смогу...» Так почему же столь
прилипчиво матерное слово и почему так трудно бывает отказаться от него? Что за
сила живет в этих грязных словах? Откуда она черпается, где истоки той черной
энергетики, воздействие которой ясно чувствует как сам матерящийся, так и объект его
матерных поношений?

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie